Simple view
Full metadata view
Authors
Statistics
Образ героя в романе "Елтышевы" Романа Сенчина
Obraz postaci w powieści Jełtyszewy Romana Sienczina
The image of the hero in the novel Eltyshevy by Roman Senchin
Roman Sienczin, Rodzina Jołtyszewów, obraz, postać, bohater, nowy realizm, naturalizm, przestrzeń, granica, punkt widzenia.
Roman Senchin, Eltyshevy, hero, character, new realism, naturalism, space, border, point of view.
Роман Сенчин, Елтышевы, образ, персонаж, герой, новый реализм, натурализм, пространство, граница, точка зрения.
Niniejsza praca poświęcona jest obrazowi postaci w utworze Romana Sienczina Rodzina Jołtyszewów, badanemu w perspektywie psychologii, filozofii i socjologii. W związku z tym zostały omówione kwestie, dotyczące bohatera w kontekście naturalizmu, relacji przestrzennych granicy, a także punktu widzenia. Praca składa się z czterech rozdziałów, wstępu i zakończenia. We wstępie jest mowa o aktualnym stanie badań i metodologii niniejszej pracy.W pierwszym rozdziale krótko przedstawiono życiorys Romana Sienczina. Dokonano także przeglądu artykułów krytycznych, dotyczących nurtu „nowego realizmu”, jego istoty, zwolenników i przeciwników, jego miejsca w twórczości pisarza. Aby zbadać tę kwestię skorzystaliśmy z prac krytycznych Siergieja Szargunowa, Andreja Rudaliowa, Maji Kuczerskiej. Omówiono również znaczenie utworu i bohatera Rodziny Jołtyszewów we współczesnej literaturze. Warto podkreślić wagę artykułów Katarzyny Jastrzębskiej, Wiaczesława Ogryzko, Lwa Pirogowa, Walerii Pustowoj, których praceokazały się bardzo pomocne dla badań nad podjętym przez nas tematem.W drugim rozdziale przeanalizowaliśmy problem bohatera w Rodzinie Jołtyszewów w kontekście typu i charakteru? opierając się ustaleniach Lidii Ginzburg i Michała Bachtina. Rozpatrywaliśmy utwór i postaci w perspektywie naturalistycznego odbicia rzeczywistości. Korzystając z Historii literarury zachodnio-europejskiej Franciszka Schillera, przedstawiliśmy definicję i krótką historię naturalizmu, nazwaliśmy jego charakterystyczne cechy i dowiedliśmy, że dominują one w utworze Romana Sienczina. Tutaj także rozpatrywaliśmy obraz bohatera powieści w kontekście koncepcji doboru naturalnego Karola Darwina. W związku z tym zwróciliśmy uwagę na cechy zwierzęce postaci, walczących o przetrwanie w warunkach krytycznych.Trzeci rozdział poświęcony był przestrzeni w powieści Rodzina Jołtyszewów, . Do analizy wykorzystano prace Jurija Łotmana i Jerzego Faryno. Zwróciliśmy także uwagę na pojęcie i koncepcję granicy , rozpatrzyliśmy motyw pokonywania granicy przez bohaterów zgodnie z teorią Michała Popowa, a także stan bycia na granicy lub pojęcie liminalności, opisany w pracach Irmy Ratiani. Powyższe kategorie zostały uzupełnione definicjami słownikowymi z prac Włodzimierza Dala, Siergieja Ożegowa i Natalii Szwedowoj. W końcowej części rozdziału omówiliśmy motywy podwórza i progu, ich rolę w losach bohaterów. W czwartym rozdziale problem bohatera Rodziny Jołtyszewów był analizowany przez pryzmat koncepcji punktu widzenia Borysa Uspieńskiego przedstawionej w pracy Semiotyka sztuki. Według tUspienskiego, istnieją trzy podstawowe punkty widzenia w tekście literackim: ideologiczny, przestrzenno-czasowy i psychologiczny. Opierając się na tej koncepcji dowiedliśmy, że w tekście Romana Sienczina występują wszystkie trzy wyżej wymienione rodzaje punktu widzenia. Zgodnie z tą koncepcją udowodniliśmy, że występujące w powieści punkty widzenia można odnieść do trzech różnych narratorów. Pierwszy narrator jest bezstronny i odnosi się do planu czasowo-przestrzennego. Drugi narrator, współdziałając z postacią, korzysta z planu psychologii; z kolei trzeci odnosi się doplanu ideologii, komentuje wydarzenia i przedstawia swoje własne myśli.
This work is devoted to studying the problems of the image of the character in the work of Roman Senchin Eltysheva based on psychology, philosophy and sociology. In this regard, we examined the hero's questions in connection with naturalism, spatial relations of the border and limit, as well as the point of view. The aim of the work was to study the hero in the context of the above provisions for a more complete understanding of the image and functions of a literary character.The work consist of four parts, introduction and conclusion. The introduction says about the relevance and researching of methodology of the present work. The first part says us about life of Roman Senchin. A review was made of critical articles relating to the course of "new realism", its essence, supporters and opponents, a place in the writer's work. To clarify that question we were refered to the articles of critics such as Sergey Shargunov, Andrey Rudalyov, Maya Kucherskaya. Also we set the place and role in modern literature of the text of Eltysheva and the hero of this work, and also provided an overview of critical literature related to similar topics. It is worth noting the articles of Katarzyna Yastrzhembskaya, Vyacheslav Ogryzko, Lev Pirogov, as well as Valeria Pustova, who contributed studying of this issue.In the second part, we turned to the definition of the hero Eltyshev as a type and a description of the typical features of the characters in the text. Based on the work of Lydia Ginsburg and Mikhail Bakhtin, we found out the features of the Eltyshev type, their properties, character and actions. We examined the work and the hero in a naturalistic context. Turning to the History of West European Literature by Franz Schiller, we gave a definition and a brief history of naturalism, clarified its distinctive features and found their dominance in the work of Roman Senchin. We also examined the hero of the novel in the context of Charles Darwin’s work of natural selection. In this regard, the hero was introduced as an animal fighting for life in critical conditions.In the third part we have considered the art space of the Eltyshevs, for the study of which we turned to the works of Yuri Lotman and Jerzy Farino. The ideas and concepts of the border of the work were developed, according to the O. Borovkova, the definition and overcoming of the limit according to Mikhail Popov, as well as the borderline state or liminarity in the works of Irma Ratiani.The concepts which presented above were accompanied by dictionary entries of the works of Vladimir Dal, Sergey Ozhegov and Natalia Shvedova. In the final part of the chapter, we examined the cideas of court and threshold and their role in the fate of the characters. In the fourth part, the hero of the Eltyshevs was considered the point of view of Boris Uspensky presented in the work of Semiotics of Art. According to this concept, there are three fundamental points of view in a literary text: ideological, space-time and psychological. Based on that concept, in the text of the Eltyshevs we identified three types of storytellers using one of the three points of view proposed by B. Uspensky. The first narrator, whom we called impartial, uses the space-time point of view; the second narrator interacting with the character uses a psychology plan; in turn of the third sort with the plan of ideology, comments and representing his own thoughts .
Настоящая работа посвящена изучению проблематики образа героя в произведении Романа Сенчина Елтышевы в контекстах психологии, философии и социологии. В связи с этим нами были рассмотрены вопросы героя в связи с натурализмом, пространственными отношениями границы и предела, а также точкой зрения. Целью работы являлось изучение героя в контексте вышеизложенных положений для более полного понимания образа и функций литературного персонажа. Работа состоит из четырех разделов, введения и заключения. Во введении речь идет о предмете, актуальности и методологии исследования настоящей работы.В первом разделе был кратко представлен жизненный путь Романа Сенчина. Был произведен обзор критических статей, касающихся течения «нового реализма», его сути, сторонников и противников, месте в творчестве писателя. Для изучения данного вопроса мы обращались к статьям таких критиков как Сергей Шаргунов, Андрей Рудалёв, Майя Кучерская. Также нами было сказано месте и роли в современной литературе текста Елтышевы и герое данного произведения, а также был представлен обзор критической литературы, относящейся к подобной тематике. Стоит отметить статьи Катажины Ястжембской, Вячеслава Огрызко, Льва Пирогова, а также Валерии Пустовой, внесших вклад в изучение данного вопроса. Во втором разделе мы обратились к определению героя Елтышевых как типа и описанию типических черт персонажей текста. Опираясь на работы Лидии Гинсбург и Михаила Бахтина, мы выяснили особенности типа Елтышевых, их свойства, характер и поступки. Рассмотрели произведение и героя в натуралистическом контексте. Обращаясь к Истории западно-европейской литературы Франца Шиллера, мы дали определение и краткую историю натурализма, выяснили его отличительные черты и обнаружили их доминирование в произведении Романа Сенчина. Также герой романа был нами рассмотрен в контексте учения о естественном отборе Чарльза Дарвина. В данной связи герой был представлен как животное, борющееся за жизнь в критических условиях. В третьем разделе нами было рассмотрено художественное пространство Елтышевых, для изучения которого мы обратились к работам Юрия Лотмана и Ежи Фарино. Были разработаны понятия и концепции границы произведения, согласно О. Боровковой, определения и преодоления предела по Михаилу Попову, а также пограничного состояния или лиминарности в работах Ирмы Ратиани. Вышеописанные понятия были представлены в сопровождении словарных статей трудов Владимира Даля, Сергея Ожегова и Натальи Шведовой. В заключительной части главы нами были рассмотрены понятия двора и порога и их роль в судьбах персонажей. В четвертом разделе герой Елтышевых был рассмотрен нами в контексте концепции о точке зрения Бориса Успенского, представленной в работе Семиотика искусства. Согласно данной концепции, существует три основополагающих точки зрения в художественном тексте: идеологическая, пространственно-временная и психологическая. Опираясь на данную концепцию, в тексте Елтышевых нами были выделены три типа рассказчиков, пользующихся одной из трех точек зрения, предложенных Б. Успенским. Первый рассказчик, названный нами беспристрастным, пользуется пространственно-временным планом точки зрения; второй нарратор, взаимодействующий с персонажем, пользуется планом психологии; в свою очередь третий соотносится с планом идеологии, комментируя события и репрезентируя собственные мысли.
dc.abstract.en | This work is devoted to studying the problems of the image of the character in the work of Roman Senchin Eltysheva based on psychology, philosophy and sociology. In this regard, we examined the hero's questions in connection with naturalism, spatial relations of the border and limit, as well as the point of view. The aim of the work was to study the hero in the context of the above provisions for a more complete understanding of the image and functions of a literary character.The work consist of four parts, introduction and conclusion. The introduction says about the relevance and researching of methodology of the present work. The first part says us about life of Roman Senchin. A review was made of critical articles relating to the course of "new realism", its essence, supporters and opponents, a place in the writer's work. To clarify that question we were refered to the articles of critics such as Sergey Shargunov, Andrey Rudalyov, Maya Kucherskaya. Also we set the place and role in modern literature of the text of Eltysheva and the hero of this work, and also provided an overview of critical literature related to similar topics. It is worth noting the articles of Katarzyna Yastrzhembskaya, Vyacheslav Ogryzko, Lev Pirogov, as well as Valeria Pustova, who contributed studying of this issue.In the second part, we turned to the definition of the hero Eltyshev as a type and a description of the typical features of the characters in the text. Based on the work of Lydia Ginsburg and Mikhail Bakhtin, we found out the features of the Eltyshev type, their properties, character and actions. We examined the work and the hero in a naturalistic context. Turning to the History of West European Literature by Franz Schiller, we gave a definition and a brief history of naturalism, clarified its distinctive features and found their dominance in the work of Roman Senchin. We also examined the hero of the novel in the context of Charles Darwin’s work of natural selection. In this regard, the hero was introduced as an animal fighting for life in critical conditions.In the third part we have considered the art space of the Eltyshevs, for the study of which we turned to the works of Yuri Lotman and Jerzy Farino. The ideas and concepts of the border of the work were developed, according to the O. Borovkova, the definition and overcoming of the limit according to Mikhail Popov, as well as the borderline state or liminarity in the works of Irma Ratiani.The concepts which presented above were accompanied by dictionary entries of the works of Vladimir Dal, Sergey Ozhegov and Natalia Shvedova. In the final part of the chapter, we examined the cideas of court and threshold and their role in the fate of the characters. In the fourth part, the hero of the Eltyshevs was considered the point of view of Boris Uspensky presented in the work of Semiotics of Art. According to this concept, there are three fundamental points of view in a literary text: ideological, space-time and psychological. Based on that concept, in the text of the Eltyshevs we identified three types of storytellers using one of the three points of view proposed by B. Uspensky. The first narrator, whom we called impartial, uses the space-time point of view; the second narrator interacting with the character uses a psychology plan; in turn of the third sort with the plan of ideology, comments and representing his own thoughts . | pl |
dc.abstract.other | Настоящая работа посвящена изучению проблематики образа героя в произведении Романа Сенчина Елтышевы в контекстах психологии, философии и социологии. В связи с этим нами были рассмотрены вопросы героя в связи с натурализмом, пространственными отношениями границы и предела, а также точкой зрения. Целью работы являлось изучение героя в контексте вышеизложенных положений для более полного понимания образа и функций литературного персонажа. Работа состоит из четырех разделов, введения и заключения. Во введении речь идет о предмете, актуальности и методологии исследования настоящей работы.В первом разделе был кратко представлен жизненный путь Романа Сенчина. Был произведен обзор критических статей, касающихся течения «нового реализма», его сути, сторонников и противников, месте в творчестве писателя. Для изучения данного вопроса мы обращались к статьям таких критиков как Сергей Шаргунов, Андрей Рудалёв, Майя Кучерская. Также нами было сказано месте и роли в современной литературе текста Елтышевы и герое данного произведения, а также был представлен обзор критической литературы, относящейся к подобной тематике. Стоит отметить статьи Катажины Ястжембской, Вячеслава Огрызко, Льва Пирогова, а также Валерии Пустовой, внесших вклад в изучение данного вопроса. Во втором разделе мы обратились к определению героя Елтышевых как типа и описанию типических черт персонажей текста. Опираясь на работы Лидии Гинсбург и Михаила Бахтина, мы выяснили особенности типа Елтышевых, их свойства, характер и поступки. Рассмотрели произведение и героя в натуралистическом контексте. Обращаясь к Истории западно-европейской литературы Франца Шиллера, мы дали определение и краткую историю натурализма, выяснили его отличительные черты и обнаружили их доминирование в произведении Романа Сенчина. Также герой романа был нами рассмотрен в контексте учения о естественном отборе Чарльза Дарвина. В данной связи герой был представлен как животное, борющееся за жизнь в критических условиях. В третьем разделе нами было рассмотрено художественное пространство Елтышевых, для изучения которого мы обратились к работам Юрия Лотмана и Ежи Фарино. Были разработаны понятия и концепции границы произведения, согласно О. Боровковой, определения и преодоления предела по Михаилу Попову, а также пограничного состояния или лиминарности в работах Ирмы Ратиани. Вышеописанные понятия были представлены в сопровождении словарных статей трудов Владимира Даля, Сергея Ожегова и Натальи Шведовой. В заключительной части главы нами были рассмотрены понятия двора и порога и их роль в судьбах персонажей. В четвертом разделе герой Елтышевых был рассмотрен нами в контексте концепции о точке зрения Бориса Успенского, представленной в работе Семиотика искусства. Согласно данной концепции, существует три основополагающих точки зрения в художественном тексте: идеологическая, пространственно-временная и психологическая. Опираясь на данную концепцию, в тексте Елтышевых нами были выделены три типа рассказчиков, пользующихся одной из трех точек зрения, предложенных Б. Успенским. Первый рассказчик, названный нами беспристрастным, пользуется пространственно-временным планом точки зрения; второй нарратор, взаимодействующий с персонажем, пользуется планом психологии; в свою очередь третий соотносится с планом идеологии, комментируя события и репрезентируя собственные мысли. | pl |
dc.abstract.pl | Niniejsza praca poświęcona jest obrazowi postaci w utworze Romana Sienczina Rodzina Jołtyszewów, badanemu w perspektywie psychologii, filozofii i socjologii. W związku z tym zostały omówione kwestie, dotyczące bohatera w kontekście naturalizmu, relacji przestrzennych granicy, a także punktu widzenia. Praca składa się z czterech rozdziałów, wstępu i zakończenia. We wstępie jest mowa o aktualnym stanie badań i metodologii niniejszej pracy.W pierwszym rozdziale krótko przedstawiono życiorys Romana Sienczina. Dokonano także przeglądu artykułów krytycznych, dotyczących nurtu „nowego realizmu”, jego istoty, zwolenników i przeciwników, jego miejsca w twórczości pisarza. Aby zbadać tę kwestię skorzystaliśmy z prac krytycznych Siergieja Szargunowa, Andreja Rudaliowa, Maji Kuczerskiej. Omówiono również znaczenie utworu i bohatera Rodziny Jołtyszewów we współczesnej literaturze. Warto podkreślić wagę artykułów Katarzyny Jastrzębskiej, Wiaczesława Ogryzko, Lwa Pirogowa, Walerii Pustowoj, których praceokazały się bardzo pomocne dla badań nad podjętym przez nas tematem.W drugim rozdziale przeanalizowaliśmy problem bohatera w Rodzinie Jołtyszewów w kontekście typu i charakteru? opierając się ustaleniach Lidii Ginzburg i Michała Bachtina. Rozpatrywaliśmy utwór i postaci w perspektywie naturalistycznego odbicia rzeczywistości. Korzystając z Historii literarury zachodnio-europejskiej Franciszka Schillera, przedstawiliśmy definicję i krótką historię naturalizmu, nazwaliśmy jego charakterystyczne cechy i dowiedliśmy, że dominują one w utworze Romana Sienczina. Tutaj także rozpatrywaliśmy obraz bohatera powieści w kontekście koncepcji doboru naturalnego Karola Darwina. W związku z tym zwróciliśmy uwagę na cechy zwierzęce postaci, walczących o przetrwanie w warunkach krytycznych.Trzeci rozdział poświęcony był przestrzeni w powieści Rodzina Jołtyszewów, . Do analizy wykorzystano prace Jurija Łotmana i Jerzego Faryno. Zwróciliśmy także uwagę na pojęcie i koncepcję granicy , rozpatrzyliśmy motyw pokonywania granicy przez bohaterów zgodnie z teorią Michała Popowa, a także stan bycia na granicy lub pojęcie liminalności, opisany w pracach Irmy Ratiani. Powyższe kategorie zostały uzupełnione definicjami słownikowymi z prac Włodzimierza Dala, Siergieja Ożegowa i Natalii Szwedowoj. W końcowej części rozdziału omówiliśmy motywy podwórza i progu, ich rolę w losach bohaterów. W czwartym rozdziale problem bohatera Rodziny Jołtyszewów był analizowany przez pryzmat koncepcji punktu widzenia Borysa Uspieńskiego przedstawionej w pracy Semiotyka sztuki. Według tUspienskiego, istnieją trzy podstawowe punkty widzenia w tekście literackim: ideologiczny, przestrzenno-czasowy i psychologiczny. Opierając się na tej koncepcji dowiedliśmy, że w tekście Romana Sienczina występują wszystkie trzy wyżej wymienione rodzaje punktu widzenia. Zgodnie z tą koncepcją udowodniliśmy, że występujące w powieści punkty widzenia można odnieść do trzech różnych narratorów. Pierwszy narrator jest bezstronny i odnosi się do planu czasowo-przestrzennego. Drugi narrator, współdziałając z postacią, korzysta z planu psychologii; z kolei trzeci odnosi się doplanu ideologii, komentuje wydarzenia i przedstawia swoje własne myśli. | pl |
dc.affiliation | Wydział Filologiczny | pl |
dc.area | obszar nauk humanistycznych | pl |
dc.contributor.advisor | Skotnicka, Anna - 199820 | pl |
dc.contributor.author | Mandych, Vladyslav | pl |
dc.contributor.departmentbycode | UJK/WF6 | pl |
dc.contributor.reviewer | Skotnicka, Anna - 199820 | pl |
dc.contributor.reviewer | Ochniak, Magdalena - 131119 | pl |
dc.date.accessioned | 2020-07-28T04:53:23Z | |
dc.date.available | 2020-07-28T04:53:23Z | |
dc.date.submitted | 2019-10-02 | pl |
dc.fieldofstudy | filologia rosyjska | pl |
dc.identifier.apd | diploma-137893-251887 | pl |
dc.identifier.project | APD / O | pl |
dc.identifier.uri | https://ruj.uj.edu.pl/xmlui/handle/item/239535 | |
dc.language | rus | pl |
dc.subject.en | Roman Senchin, Eltyshevy, hero, character, new realism, naturalism, space, border, point of view. | pl |
dc.subject.other | Роман Сенчин, Елтышевы, образ, персонаж, герой, новый реализм, натурализм, пространство, граница, точка зрения. | pl |
dc.subject.pl | Roman Sienczin, Rodzina Jołtyszewów, obraz, postać, bohater, nowy realizm, naturalizm, przestrzeń, granica, punkt widzenia. | pl |
dc.title | Образ героя в романе "Елтышевы" Романа Сенчина | pl |
dc.title.alternative | Obraz postaci w powieści Jełtyszewy Romana Sienczina | pl |
dc.title.alternative | The image of the hero in the novel Eltyshevy by Roman Senchin | pl |
dc.type | master | pl |
dspace.entity.type | Publication |